04.07.2017 | Марианна Беленькая

Телевизор в песках

Как «Аль-Джазира» совершила революцию в арабском мире

На катарском телеканале работала одна из самых профессиональных команд в арабском мире, но после «арабской весны» «Аль-Джазиру» начали обвинять в подтасовке фактов Фото: Osama Saeed Bhutta⁄Flickr

Разорвавшие с Катаром дипотношения четыре арабские страны – Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн – выдвинули список требований из 13 пунктов, после выполнения которых и будет снята экономическая и дипломатическая блокада эмирата. В списке требований значится и закрытие телеканала «Аль-Джазира» – одного из самых популярных СМИ в арабском мире. «Профиль» разбирался, почему соседи Катара по региону так ополчились на «Аль-Джазиру».

Революция в СМИ

Требование закрыть телеканал возникло не на пустом месте. Этот информационный ресурс позволил Катару существенно влиять на происходящие в регионе события. Остаться без него равносильно политическому самоубийству. «Неприемлемо и невыполнимо» – такой была первая реакция катарских властей на ультиматум. Но телеканал могут убить обстоятельства.

Длительная экономическая блокада может подорвать бюджет Катара, а соответственно, и бюджет «Аль-Джазиры». Кроме того, телеканал может потерять существенную часть аудитории, а значит, сократятся и доходы от рекламы. Его вещание уже заблокировано в Египте, Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейне.

Сам телеканал в 2014 году оценивал свою аудиторию в 23 миллиона зрителей в день. Но сколько их сейчас, после того как вещание прервалось в самых активных странах, сказать сложно. Тем более что многие телезрители успели разочароваться в телеканале еще до нынешнего скандала.

«Аль-Джазира» вышла в эфир 1 ноября 1996 года. Эта дата стала революцией в СМИ арабского мира. «До сих пор все новости в эфире сводились к официозу. Король приехал, король уехал. «Аль-Джазира» показала нам, что такое настоящие новости. Но потом все изменилось. Становилось все очевиднее, что канал – это рупор «Братьев‑мусульман» (исламистская организация, запрещена в РФ)», – рассказал «Профилю» один из арабских журналистов, работающих в Москве.

Решение о создании телеканала принял предыдущий эмир Катара Хамад бен Халифа Аль Тани. Он пришел к власти в 1995 году и фактически сразу же столкнулся с антикатарской кампанией в панарабских СМИ, финансируемых Саудовской Аравией. Решение было очевидным, деньги у Катара были, не хватало только профессиональной команды. Помог случай. В апреле 1996 года была закрыта арабская версия BBC. Произошло это после того, как саудовская компания Orbit Communications Corporation прекратила партнерство с BBC из-за показа сюжета, в котором критиковалось правительство Саудовской Аравии.

Так Катар получил самую профессиональную команду тележурналистов в арабском мире. Эмир пообещал не вмешиваться в редакционную политику канала. При этом члены королевской семьи всегда входили в совет директоров «Аль-Джазиры», да и бюджет канала пополнялся из катарских денег. По последним данным, опубликованным в СМИ в 2010–2012 годах, «Аль-Джазира» получала из госбюджета около $400 млн ежегодно.

Сегодня «Аль-Джазира» – это маленькая империя. Около 70 корпунктов по всему миру, 3 тыс. человек персонала, включая 400 журналистов. Два новостных телеканала – один на арабском, второй на английском, а также телеканалы, посвященные спорту, прямым трансляциям, документальным фильмам, собственные учебный и исследовательский центры.

«Аль-Джазира» долгое время была единственным голосом оппозиции во всем арабском мире. Она не стесняясь критиковала арабские правительства, поднимала темы, которые раньше были табу, – коррупция лидеров, политические репрессии, голод. Неудивительно, что ее популярность среди зрителей росла очень быстро. В начале 2000‑х годов 75% опрошенных в арабских странах называли телеканал своим фаворитом. И даже после того, как у него появились многочисленные конкуренты («Аль-Арабия», RT Arabic, Sky News Arabia, BBC Arabic, возобновившая вещание в 2008‑м, и др.), официальные рейтинги утверждали, что аудитория «Аль-Джазиры» на 34% выше, чем у всех панарабских телеканалов, вместе взятых.

Мировую известность телеканал получил в 2001 году, после того как США развернули антитеррористическую кампанию в Афганистане. «Аль-Джазира» стала единственным СМИ, которому талибы позволили вести работу на своей территории. Лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен сделал телеканал площадкой для обнародования посланий к миру. Его примеру в дальнейшем следовали и другие лидеры террористических группировок. У «Аль-Джазиры» оказывались предсмертные послания террористов, записанные ими до совершения терактов. Это стало основанием для обвинений телеканала в пособничестве террористам. Многие эксперты утверждают, что «Аль-Джазира» знала о подготовке многих громких терактов, в том числе 11 сентября в США, заранее.

Подвергался телеканал нападкам и за то, что первым среди арабов открыл корпункт в Израиле и предоставил слово израильским политикам. В то же время израильтяне неоднократно обвиняли «Аль-Джазиру» в откровенной предвзятости и антисемитизме. Телеканал преподносил это как «свободу слова». На Ближнем Востоке фактически не осталось ни одного правительства, которое бы не имело претензий к каналу. Разумеется, кроме Катара.

Конструируя реальность

Обвинений в предвзятости стало гораздо больше после 2011 года, с началом «арабской весны». Телеканал выступал непосредственным участником «революционных событий» – не просто фиксировал акции протеста, но и призывал людей выходить на улицы, играл с цифрами и зачастую подтасовывал факты.

Во многом на основании репортажей «Аль-Джазиры», в частности об авиаударе по мирным демонстрантам в Киренаике и гибели 6 тысяч человек, были приняты резолюции СБ ООН 1970 и 1973 годов, которые позволили международной коалиции начать военную операцию в Ливии против режима Муаммара Каддафи. Позднее выяснилось, что количество погибших было преувеличено в десятки раз, не все демонстранты были мирными, а многие из репортажей телеканала и вовсе снимались в Катаре.

«Не преувеличивай, как «Аль-Джазира» – эта присказка стала популярной в арабском мире. В Сирии корреспонденту «Профиля» свидетели рассказывали, что были в том месте, откуда телеканал передавал информацию, и там не было ничего, о чем шла речь, или же информация была очень искажена. Похожие обвинения приходилось слышать и от египтян, и от йеменцев. От государственных телеканалов ждали лжи, но «Аль-Джазирой» искренне восхищались. И тем сильнее было разочарование.

В 2012 году в знак протеста против необъективного освещения событий в Сирии уволился директор офиса телеканала в Бейруте Хасан Шаабан. Его примеру последовали еще несколько журналистов. В 2013 году ситуация повторилась в Египте – телеканал покинули 20 корреспондентов‑египтян. Это произошло после того, как в конфликте между военными и исламистами «Аль-Джазира» однозначно заняла сторону «Братьев‑мусульман». И как только был свергнут президент-исламист Мухаммед Мурси, телеканалу пришлось «платить по счетам». «Аль-Джазиру» обвинили в нарушении законов страны о деятельности СМИ. Затем последовала серия арестов сотрудников египетского бюро. Журналистам ставили в вину пособничество «Братьям» и оказание им информационной, технической и финансовой поддержки летом 2013 года.

«Аль-Джазира» отвергает и эти обвинения, и все остальные. «Мы заявляем о нашем праве заниматься профессиональной журналистикой, не поддаваясь давлению со стороны любого правительства или власти», – говорится в официальном заявлении телеканала в ответ на ультиматум.

Трудно не согласиться с журналистами «Аль-Джазиры», что люди имеют право знать. Но очевидно и то, что телеканал уже превратился в инструмент "большой политики".

КОНТЕКСТ

18.07.2017

На развалинах халифата

Ближнему Востоку угрожает новый конфликт из-за передела сфер влияния

12.06.2017

Игра престолов и аятолл

Кто помирит ближневосточные монархии, которые рассорил президент США Дональд Трамп

05.06.2017

Враг арабов

Пять стран разорвали дипломатические отношения с Катаром

Спасибо, что читаете нас!
Давайте станем друзьями:

Спасибо, не сейчас

24СМИ