17.11.2017 | Алексей Афонский

Телеотказ

ВГТРК не будет показывать олимпийские соревнования в случае неучастия сборной России в Играх

Фото: shutterstock

ВГТРК выступила официально, и хотя остальные вещатели пока не делают громких заявлений, они тоже боятся падения рейтингов, если российских спортсменов заставят выступать в Пхенчхане под нейтральным флагом. Окончательное решение по этому вопросу МОК примет 5 декабря.

Изначально транслировать грядущие Олимпийские игры на российскую аудиторию собирались три канала: Первый, «Россия 1» (входит в ВГТРК) и «Матч ТВ» (является частью холдинга «Газпром-Медиа»). Такая схема почти традиционна для отечественного спортивного телевидения. Раньше крупнейшие события (Олимпиады, чемпионаты мира и Европы по футболу) показывали Первый, «Россия», телеканал «Спорт» (позднее переименованный в «Россию 2») и спортивные каналы «НТВ Плюс». Два года назад на основе «России 2» и «НТВ Плюс» был создан государственный «Матч ТВ». С тех пор он вещает на частоте, когда-то принадлежавшей ВГТРК, но входит в состав «Газпром-Медиа».

Таким образом, спортивные телеправа у их обладателей закупают три российских вещателя (Первый дополнительно показывает чемпионаты мира по хоккею и биатлону). Причем делают это не напрямую, а через посредника — компанию бывшего бывшего коммерческого директора РФС Петра Макаренко «Телеспорт». Она известна, в частности, тем, что организует товарищеские матчи футбольной сборной России с сильнейшими командами мира, находит спонсоров отечественным федерациям в разных видах спорта, а недавно закупила права на испанскую Примеру (их не смог позволить себе «Матч ТВ»), чтобы показывать ее матчи во «ВКонтакте». Про самого Макаренко писали, что он несколько лет финансировал подготовку олимпийской чемпионки Сочи по фигурному катанию Юлии Липницкой.

«Телеспорт» же закупает заветные права у Международного олимпийского комитета. По неофициальным данным, все три канала заранее договорились с «Телеспортом» о покупке прав на две ближайшие Олимпиады — Пхенчхан-2018 и Токио-2020. Совокупно им это обойдется в 40 миллионов долларов. С ВГТРК контракт уже подписан, с Первым каналом и «Газпром-Медиа» достигнута принципиальная договоренность.

До недавнего времени планы телевизионщиков не ставились под сомнение. Но в середине октября начали появляться слухи о недопуске всей сборной России на ближайшие зимние Игры. Причиной стало антидопинговое расследование, которое сейчас ведут сразу две комиссии МОК под руководством Дениса Освальда и Самуэля Шмида (они приступили к работе уже после публикации всех выводов Ричарда Макларена). Россию уже лишили нескольких медалей сочинских соревнований, и число аннулированных наград может еще вырасти, так как под подозрением находятся, как минимум, все выступавшие в Сочи бобслеисты, скелетонист Александр Третьяков, биатлонистки Ольга Зайцева, Ольга Вилухина и Яна Романова.

Говоря об отстранении сборной России, журналисты и чиновники не имеют в виду недопуск всех спортсменов с российским паспортом. В случае, если МОК примет такое решение, «чистые» отечественные атлеты получат право выступать в своих видах, но под нейтральным флагом. Так уже было с легкоатлетами на недавнем чемпионате мира (на прошлогоднюю Олимпиаду в Рио поехала только прыгунья в длину Дарья Клишина).

Еще в октябре Владимир Путин заявил, что участие российской сборной в Олимпиаде в Пхенчхане возможно только под национальными цветами. В противном случае президент пообещал бойкот соревнований. Его поддержали и вице-премьер Виталий Мутко, и глава Олимпийского комитета России Александр Жуков.

Окончательное решение МОК ожидается 5 декабря. В преддверии этой даты журналисты и функционеры высказывают разные предположения. Одни говорят, что МОК под давлением рекламодателей не станет добровольно отказываться от такого большого рынка, как Россия. Другие считают плохим знаком вчерашний отказ Всемирного антидопингового агентства (WADA) вернуть отобранную два года назад аккредитацию российскому филиалу — РУСАДА.

Если МОК откажется допускать сборную России на старты, а российские власти не разрешат выходить на них отдельным спортсменам под нейтральным флагом, отечественные каналы резко потеряют интерес к Олимпиаде как таковой. Зрители привыкли смотреть трансляции только тех соревнований, в которых участвуют соотечественники: без них рейтинги окажутся слишком малы и отпугнут рекламодателей, а значит, сделают покупку телеправ экономически невыгодной.

О намерении вещателей отказаться от контрактов с «Телеспортом» утром в пятницу написали «Ведомости». Собеседники издания говорили, что оставить трансляции в своем расписании может только «Матч ТВ» — его аудитория интересуется спортом независимо от участия и результатов россиян. Но даже он может отказаться от Олимпиады в случае соответствующего политического решения руководства страны.

И вот днем эту информацию подтвердили в самом холдинге ВГТРК. «Если российская сборная будет отстранена от Олимпиады в Пхенчхане, то ВГТРК не станет транслировать Игры», — заявили там.

Другие каналы пока не делали официальных заявлений. Но успокоить их уже поспешил бывший министр культуры, а ныне специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. «Не надо наказывать российскую публику, российских болельщиков дважды. В первый раз тогда, когда WADA по существу делает затруднительным выступление российских спортсменов под национальным флагом, а второе — когда российские болельщики не увидят Олимпиаду, — сообщил RNS Швыдкой. — Мне кажется, это неправильно. Отказ будет ударом по болельщикам, по любителям спорта, которые должны представлять, что происходит в мировом спорте. Так что это будет просто несправедливо — наказывать их дважды», — попросил он.

В Кремле на решение ВГТРК отреагировали спокойнее. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заверил, что власти отнесутся к нему с пониманием. «Трансляция Олимпиады сопряжена с приобретением дорогостоящих прав. Совершенно очевидно, что неучастие нашей сборной в Олимпиаде приведет к понижению интереса к этим трансляциям со стороны аудитории в России», — сказал он, добавив, что пока говорить о чем-то преждевременно.

В этом году российское телевидение уже попадало в похожую ситуацию. В мае Первый канал отказался транслировать из Киева песенный конкурс «Евровидение» после того, как Служба безопасности Украины запретила участвовать в нем российской певице Юлии Самойловой — ее обвинили в том, что выступала в Крыму после 2014 года без разрешения украинских властей. Тогда российский вещатель не понес никаких санкций — отечественной делегации вынесли выговор за игнорирование официальных церемоний конкурса.

Сейчас может вполне произойти что-то подобное, считает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов. «В таких случаях многое зависит от условий контракта между каналом и правообладателем. В общем случае канал платит за право показывать тот или иной контент, но не приобретает обязанность — это своего рода опцион. Недовольство МОК может возникнуть, только если, например, за российскими журналистами уже забронированы места в ложах прессы на стадионах, и теперь представители других каналов не смогут попасть. Но это вряд ли», — рассказал Хутов «Профилю».

По словам юриста, каналы даже смогут потребовать назад уплаченные за права деньги. «Но это, опять же, зависит от условий заключенного договора [с «Телеспортом»]», — подчеркнул Хутов.

КОНТЕКСТ

14.12.2017

Безналичный расцвет

В 2017 году россияне стали меньше снимать деньги с карт

14.12.2017

Большая пресс-конференция Путина

Президент России Владимир Путин провел традиционную встречу с журналистами

11.12.2017

«Мы многому научились у русских»

Как организаторы Пхенчхана-2018 планируют превзойти сочинскую Олимпиаду

Спасибо, что читаете нас!
Давайте станем друзьями:

Спасибо, не сейчас

24СМИ