10.01.2017 | Алексей Афонский

Ни «Денег», ни «Власти»

«Коммерсантъ» закрывает два журнала

Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Старейший в России издательский дом решил отказаться от печатных версий журналов «Деньги» и «Власть». Это уже далеко не первый подобный случай за последние несколько лет. Издатели вынуждены сокращать расходы на печать, а некоторые из них говорят, что переход в онлайн позволил быстро добиться существенной прибыли. Эксперты называют отказ от бумажной версии тенденцией отечественного медиарынка и настаивают: чтобы выжить, традиционным газетам и журналам надо постоянно меняться.

О планах руководства «Коммерсанта» стало известно днем в понедельник, когда в своих соцсетях об этом стали писать сотрудники «Денег». Из их сообщений следовало, что сами журналисты узнали о закрытии журналов от начальства незадолго до Нового года. Тогда им объясняли, что причина — в постоянном падении доходов издательского дома. Впрочем, в разговоре с «Профилем» журналисты «Власти» опровергли это утверждение, отметив, что «такие разговоры возникали периодически последние несколько лет», но непосредственно перед праздниками никто эту тему не поднимал.

Об этом же днем в понедельник говорил и шеф-редактор «Коммерсанта» Сергей Яковлев: «Окончательное решение еще не принято. На это уйдет какое-то время, и пока ничего не меняется. Время от времени такие вопросы любой издательский дом обсуждает. На протяжении последних пяти лет мы каждый год обсуждаем этот вопрос. Не более того».

Однако позже генеральный директор Владимир Желонкин все же подтвердил слухи о скором закрытии, объяснив его финансовыми проблемами компании. «Решение принято в связи с желанием повысить EBITDA издательского дома. Вопрос заключается в том, что бумажные доходы фактически равны расходам на печать. И поэтому смысл выпускать их в бумажном виде уже отсутствует в настоящий момент», — рассказал Желонкин. Редакции «Власти» и «Денег» сокращать не станут, а два других журнала издательского дома — «Огонек» и Weekend — пока продолжат выходить в прежнем режиме, подчеркнул он. В разговоре с «Профилем» это подтвердил главный редактор «Огонька» Сергей Агафонов. «Что значит пока? Мы продолжим работать как и работали, выходить как и выходили», — сказал он.

Ожидается, что в новом году ни «Власть», ни «Деньги» уже не выйдут. Таким образом, последними номерами для обоих журналов стали финальные выпуски за 2016 год, в которых редакции по традиции подводили итоги последних 12 месяцев в политике и экономике. Оба издания были одними из старейших в современной России. «Власть» начала издаваться в 1992 году, и первые пять лет называлась «Коммерсантъ Weekly». «Деньги» увидели свет двумя годами позже. Тираж обоих журналов составлял 60 тысяч экземпляров, а суммарная аудитория с учетом интернет-версий чуть-чуть не дотягивала до 400 тысяч читателей.

За последние годы это уже далеко не первый случай, когда собственники российских СМИ отказываются от их печатной версии. В декабре 2015 года так поступил журнал «Афиша», выходивший с 1999 года. Сначала руководство холдинга Rambler&Co сократило частоту выхода — с двух раз в месяц до одного. Затем бумажную версию журнала превратили в спецпроект, который должен был выходить раз в квартал, однако этого так и не произошло. Замглавы Rambler&Co Максим Тадевосян говорил, что «просто бумага в том ее формате, к которому вы привыкли, изжила себя как формат», а ценность печатных СМИ — в «качественном дорогом эксклюзивном контенте».

Чуть раньше бумажную версию закрыла газета объявлений «Из рук в руки». Сделать это пришлось из-за вступления в силу нового закона, который ограничивает участие иностранного капитала в российских СМИ 20%. На сайты объявлений эта норма не распространяется, поэтому тогдашний гендиректор холдинга «Пронто медиа», в который входит «Из рук в руки», Николас Дадиани решил сосредоточиться именно на онлайновой версии. Позднее он рассказывал, что это помогло холдингу впервые за несколько лет добиться прибыли. В некоторых регионах «Пронто медиа» и вовсе перешел на франчайзинговую модель ведения бизнеса, что позволило ему значительно сократить штат — с 2600 до 360 сотрудников.

«В нашем конкретном случае это действительно сыграло нам на руку. А если говорить в целом, то форма подачи материала в СМИ следует за стилем потребления этого материала. Газеты объявлений, такие как «Из рук в руки», большинство потребителей читают с экрана монитора, а сейчас — и вовсе с мобильных устройств. Бумажная версия ни ко двору, ни к месту. В новостных медиа этот процесс происходит медленнее, но все равно происходит. Я вот уже и не вспомню, когда в последний раз покупал бумажную версию своего любимого журнала The Economist. Наверное, год назад. Но, безусловно, есть определенный круг людей, которые до сих предпочитают бумагу. Тут весь вопрос во времени», — отметил Дадиани в беседе с «Профилем». Летом прошлого года он покинул «Пронто медиа», после того как не сумел найти общий язык с акционерами в вопросах развития бизнеса. Топ-менеджер хотел продвигать сайт более агрессивно, но инвесторы отказались выделять нужную для этого сумму.

Уже в 2016 году по такому же пути пришлось пойти газете «Новые известия». До 2014 года 90% ее акций принадлежали «Группе Альянс» бизнесмена Мусы Бажаева. Однако три года назад он решил прекратить финансирование издания, а у главного редактора и владельца оставшихся 10% Валерия Якова на содержание печатной версии не нашлось средств. В пресс-релизе редакции закрытие газеты объяснили некоей «искусственно созданной рядом партнеров ситуацией».

Летом прошлого года перестал выходить и журнал «Русский репортер», входящий в медиахолдинг Валерия Фадеева «Эксперт». Последний уже несколько лет терпит убытки, а его глава в 2013 году даже писал письмо президенту, в котором просил помочь с финансированием. В противном случае, утверждал Фадеев, российская журналистика могла потерять «несколько ведущих журналов», а главный кредитор «Эксперта» — «Внешэкономбанк» — лишиться выданных средств. «Русский репортер», как и «Афиша», тоже сокращал периодичность выхода (с двух раз в месяц до одного), надеясь избежать полного закрытия, но в итоге тоже вынужден был вовсе отказаться от бумажной версии. Однако в отличие от проекта Rambler&Co сайт журнала вскоре тоже прекратил работу. Пропустил выход нескольких номеров и «головной» журнал холдинга — «Эксперт», однако его руководству в итоге удалось исправить ситуацию и вернуться к привычному графику.

Под конец прошлого года о закрытии печатной версии объявила главный редактор The New Times Евгения Альбац. При этом ограниченное количество экземпляров все же продолжат выходить, но распространяться они будут только среди подписчиков. «После ликвидации киосков в самых людных местах, в том числе в переходах, в метро и у метро, сети распространения резко подняли цены за все: за доставить, за выложить, за продать. А мы, соответственно, несем убытки, которые в нынешней ситуации позволить себе больше не можем», — написала Альбац в открытом письме. Свое решение она назвала беспрецедентным для российских СМИ.

Наконец, в ноябре-декабре о закрытии сообщили сразу несколько «глянцевых» журналов: Allure и Conde Nast Traveller издательского дома Conde Nast и Interview, работавший по лицензии одноименного американского холдинга. Президент Conde Nast Анита Гиговская объясняла закрытие невозможностью окупить вложения инвесторов при нынешнем курсе евро. Издатель Interview Наталья Чернова тоже говорила о неблагоприятной финансовой конъюнктуре, но добавляла, что у журнала, ко всему прочему, еще и закончился срок лицензии. Последний номер, вышедший в декабре прошлого года, стал юбилейным и был посвящен пятилетию издания в России. Он содержал рекордные 450 страниц с подборкой лучших материалов за все время.

За положением дел в российских печатных СМИ пристально следит Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП). В конце декабря ее председатель правления Александр Оськин, подводя итоги года, отмечал, что бумажные издания вынуждены закрываться не только из-за экономического кризиса, но также из-за нежелания государства помогать медиаотрасли. Ориентиром для издателей по всей стране Оськин называет московский рынок печатной продукции, который переживает не лучшие времена: реформируются киосковые сети продаж, полностью прекращено распространение прессы в метро. При этом он указывает, что в мире есть и обратные примеры: американский кулинарный журнал All Recepies и издание о стили жизни The Magnolia Journal только сейчас начинают осваивать бумажный формат и запускают печатные версии в дополнение к традиционным для себя электронным.

«Бумажные и электронные версии должны дополнять друг друга. Не повторять и тянуть за собой, а именно дополнять. Очень грамотно поступает немецкий журнал Der Spiegel. Вот у него разные форматы как раз дополняют друг друга и в итоге общими усилиями охватывают аудиторию в пять миллионов человек, — отметил Оськин в разговоре с «Профилем». — А у нас часто бывает так, что на сайт издания просто выкладываются те же материалы, что и в печатной версии. Правило простое: изменись или умри. Практика показывает, что срок жизни издания составляет пять лет. После этого оно должно меняться и осваивать новые форматы. «Власть» и «Деньги», которые я, кстати, очень любил и читал, этого, к сожалению, не сделали. Поэтому их закрытие — печальное, но неизбежное событие. Вынесут ли нужные уроки другие печатные СМИ, пока говорить сложно».

В итоговом отчете АРПП за 2016 год говорится, что оставшиеся печатные издания по всему миру активно повышают цены. Так они не только компенсируют растущие расходы, но и пытаются повысить свой авторитет в глазах читателей. Заметнее всего цены растут в развивающихся странах: 23% — в Бразилии, 19% — в ЮАР. В Европе и Северной Америке показатели скромнее: от 3% в Великобритании до 10% — в США и Канаде. В России бумажные СМИ подорожали в среднем на 9%. За последние три года этот показатель гораздо больше — 27%, но здесь стоит принимать во внимание резкий обвал рубля, курс которого в 2016 году стабилизировался.

КОНТЕКСТ

01.12.2017

Око за зуб

Госдума закроет вход журналистам всех американских СМИ, Совфед эту инициативу поддерживает, а Кремль одобряет

01.12.2017

Место занято

В Госдепартаменте США не подтвердили слухи об отставке Рекса Тиллерсона

30.11.2017

Журналисты нон грата

В ответ на лишение RT аккредитации в Конгрессе США Маргарита Симоньян уже пообещала американцам отлучение от Госдумы и Совфеда

Спасибо, что читаете нас!
Давайте станем друзьями:

Спасибо, не сейчас

24СМИ