10.10.2016 | Алексей Афонский

За отсутствием общественной значимости

Игорь Сечин выиграл суд у «Новой газеты» и доказал, что не владеет роскошной яхтой

Фото: shutterstock

Басманный суд постановил, что данные из статьи «Секрет «Принцессы Ольги»» о шикарной яхте, которая якобы принадлежит истцу, не соответствуют действительности. В «Роснефти» статью назвали заказной. «Новая газета» будет оспаривать решение.

 

Статья «Секрет «Принцессы Ольги»» появилась на сайте «Новой газеты» в августе. В ней журналист Роман Анин исследовал путешествия предполагаемой супруги Сечина Ольги (журналист утверждал, что нашел ее профиль в соцсетях) по фотографиям из разных стран мира, которые она выкладывала в инстаграме. Журналист сравнил их с навигационными данными яхты St. Princess Olga (считается одной из самых больших в мире) и пришел к выводу, что они во многом совпадают. Интерьеры яхты на фотографиях предполагаемой жены Сечина также похожи на убранство St. Princess Olga. Стоимость яхты оценивается в 100 миллионов долларов. Анин заключил, что официального дохода (около 12 миллионов долларов в год) Сечину не хватило бы для того, чтобы оплачивать круизы жены на таком судне.

Вскоре глава «Роснефти» подал в суд на «Новую газету» и Романа Анина. Он потребовал опровергнуть изложенные в статье сведения и удалить материал с сайта газеты. В пресс-службе «Роснефти» публикацию назвали частью заказной кампании против своего руководителя. Позже аналогичный иск подала и героиня статьи — Ольга Сечина. Однако ее заявление суд рассматривать отказался.  

На заседании 10 октября адвокат Сечина Елена Забралова заявила, что сведения о яхте ее доверителя «не представляют никакой общественной значимости», а автор провел расследование «из праздного интереса». Представитель газеты на это ответил, что Сечин - «влиятельный политик, высокопоставленный чиновник в прошлом, глава крупнейшей нефтегазовой корпорации, большая часть акций которой принадлежит государству». Забралова оспорила это утверждение, сказав, что «Роснефть» не является госкорпорацией. «Я бы никогда не рискнул в «Новой газете» написать крамольные строки о том, что Игорь Сечин не является влиятельным политиком, которые были приведены в качестве аргумента «Роснефти». Я бы воздержался и крепко подумал и другим бы советовал», - прокомментировал исход дела главный редактор газеты Дмитрий Муратов.

Также Забралова утверждала, что у газеты нет достоверных доказательств того, что яхта действительно имеет отношение к Сечину. Ее оппонент ответил, что информация в статье представлена в виде «предположений, вопросов и выводов, а не утверждения». «Истец должен быть терпимее к интересу в отношении себя представителей прессы», - отметил ответчик. В какой-то момент Забралова даже предложила «Новой газете» мировое соглашение в обмен на опровержение спорной статьи, но получила отказ. В итоге суд удовлетворил иск в полном объеме. Теперь у «Новой газеты» есть семь дней на то, чтобы удалить статью со своего сайта и опубликовать ее опровержение.

Дмитрий Муратов назвал решение суда «неожиданным, смелым и исчерпывающим» и заверил, что газета будет его оспаривать. Подтвердил это и его заместитель Сергей Соколов. «Мы считаем, что требования были абсурдными. Нас просили опровергнуть то, что в публикации не содержалось. По фактурной части материала у истца не было претензий. Оспаривалось то представление, которое могло сложиться после прочтения», - отметил Соколов. Официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев, напротив, назвал решение справедливым. «Это была заказная статья, позорная статья для издания. Суд установил юридическую справедливость, но моральную сторону восстановить уже никак нельзя. Эта публикация нанесла самому изданию колоссальный репутационный ущерб. Тем более, это издание, позиционирующее себя, как серьезное издание, кичащееся своей независимостью», - сказал он.

Иск к «Новой газете» стал не первым для Сечина за последнее время. Недавно он уже судился с газетой «Ведомости» из-за публикации об участке, который он якобы купил возле санатория «Барвиха» для строительства дома. Ту статью под названием «Сечин вьет гнездо в Барвихе» в «Роснефти» тоже назвали заказной. В середине сентября суд обязал ответчика удалить материал с сайта, а также уничтожить оставшиеся в распоряжении экземпляры печатной версии газеты, в которой он вышел.

Самым громким стал иск Сечина к РБК. Бизнесмен остался недоволен тем, что издание написало о просьбе, с которой он якобы обратился к государству — не допустить продажи акций «Роснефти» британской BP, дабы не позволить той сосредоточить у себя контрольный пакет. Изначально истец просил только опровергнуть спорную информацию. Но потом включил в иск и материальное требование — более трех миллиардов рублей. Эта сумма стала рекордной для дел о защите чести, достоинства и деловой репутации. Она превышает прибыль холдинга РБК с начала года. Многие медиаменеджеры заговорили о том, что в случае поражения издание окажется на грани банкротства и может прекратить существование. Бывший шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская назвала требования Сечина «местью по совокупности» за предыдущие критические заметки издания.

24СМИ