19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "НЕДОЛЕТ"

Архивная публикация 2009 года: "НЕДОЛЕТ"

Очередное испытание ракеты "Булава" закончилось неудачей. Министерство обороны оказалось в трудном положении: продолжать проект накладно, но закрыть его тоже нельзя. 9 декабря подводный атомный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской" вышел затемно и взял курс на заданную точку в акватории Белого моря. Лодка шла в надводном положении, чуть в стороне прокладывал курс корабль обеспечения "Лименга", несущий телеметрическое оборудование. Остальное известно из комментариев западных СМИ: выпущенная с лодки межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) "Булава" пошла почему-то не в сторону полигона на Камчатке, как планировалось, а в направлении острова Шпицберген, по пути выдавая спиральное свечение. Взрыв был зафиксирован норвежскими астрономами в Тромсе.
Министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что одна из причин неудачи - попытка заменить некоторые материалы, используемые при производстве ракеты: "Кто-то пытается заменить материалы другими, это тоже влечет массу последствий. В общем, там целый клубок проблем и, к сожалению, разрешаются они не так быстро, как нам хотелось бы".
Таким образом, из двенадцати пусков "Булавы", произведенных с 2005 года, полностью удался только один. Предыдущий неудачный за-пуск состоялся 15 июля 2009 года. Тогда ракета самоликвидировалась. После июльской неудачи заявление об уходе подал гендиректор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов - отец "Булавы". Впрочем, он остался генеральным конструктором… "Мы точно не откажемся от "Булавы", - сказал Анатолий Сердюков в интервью "Российской газете". Судя по всему, отступать министерству просто некуда.

Очередное испытание ракеты "Булава" закончилось неудачей. Министерство обороны оказалось в трудном положении: продолжать проект накладно, но закрыть его тоже нельзя. 9 декабря подводный атомный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской" вышел затемно и взял курс на заданную точку в акватории Белого моря. Лодка шла в надводном положении, чуть в стороне прокладывал курс корабль обеспечения "Лименга", несущий телеметрическое оборудование. Остальное известно из комментариев западных СМИ: выпущенная с лодки межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) "Булава" пошла почему-то не в сторону полигона на Камчатке, как планировалось, а в направлении острова Шпицберген, по пути выдавая спиральное свечение. Взрыв был зафиксирован норвежскими астрономами в Тромсе.
Министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что одна из причин неудачи - попытка заменить некоторые материалы, используемые при производстве ракеты: "Кто-то пытается заменить материалы другими, это тоже влечет массу последствий. В общем, там целый клубок проблем и, к сожалению, разрешаются они не так быстро, как нам хотелось бы".
Таким образом, из двенадцати пусков "Булавы", произведенных с 2005 года, полностью удался только один. Предыдущий неудачный за-пуск состоялся 15 июля 2009 года. Тогда ракета самоликвидировалась. После июльской неудачи заявление об уходе подал гендиректор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов - отец "Булавы". Впрочем, он остался генеральным конструктором… "Мы точно не откажемся от "Булавы", - сказал Анатолий Сердюков в интервью "Российской газете". Судя по всему, отступать министерству просто некуда.

ГИПЕР-"БОРЕЙ"
Еще одним следствием двух неудачных пусков МБР в 2009 году стал перенос закладки очередного, четвертого по счету, атомного ракетоносца проекта "Борей". Напомним, атомоходы 955-го проекта, которые, по плану Минобороны, должны стать основой ядерных морских сил России и разработаны под "Булаву", строятся в Северодвинске. Сейчас они находятся на заводе "Севмашпредприятие". Уже готовы три АПЛ - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Новый корабль, который должны были заложить 22 декабря, получит имя "Святитель Николай". Однако покровительство святых и великих князей морскому флоту не помогло: "Долгорукий" был обещан флоту в 2003-м, а не сдан до сих пор - без ракет он ВМФ не нужен. "Святителя" обещают заложить в первом квартале 2010 года. По сведениям источника "Профиля" на "Севмашпредприятии", с начала 2009 года существует письменный приказ главного штаба ВМФ не обсуждать со СМИ причины неудачных пусков "Булавы" и проблемы проекта "Борей". Слишком важна эта базовая МБР для военно-морского флота (а еще важнее - четыре ракетоносца стоимостью под миллиард долларов каждый), чтобы "зубоскалить", утверждает источник.
Однако понять, что ждет морскую ракету и подводные ядерные силы ВМФ дальше, необходимо. Теоретически возможных решений, как уверяют опрошенные "Профилем" эксперты, существует три. Первое - продолжать доводить "Булаву" до ума. Второе - перепрофилировать проект "Борей" под другую ракету: ту же "Синеву", разработанную Миасским центром им. Макеева. И третье: закрыть весь проект, а наработки продать Индии или другому покупателю. Самим же - вложить средства в новые, перспективные лодку и ракету.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Первый вариант - наиболее реальный. В Минобороны уверены, что проблемы ракеты решаемы и что она рано или поздно полетит. "То, что происходит с "Булавой", - свидетельство многолетнего разлада в ОПК и снижения производственной дисциплины в разных ведомствах, - уверен депутат Госдумы, капитан I ранга Михаил Ненашев. - Это и приводит к тому, что мы видим сбои". Как полагает бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны генерал Владимир Дворкин, производство "Булавы" надо продолжать, необходимо лишь взять под жесткий контроль весь процесс ее сборки. "Аварии (при запусках) связаны не с ошибками конструкции, а с утратой контроля над производством, - утверждает он. - Элементы и агрегаты МБР производят более 500 предприятий, на большинстве которых утрачен контроль военной приемки и ОТК. На результатах испытаний "Булавы" сфокусирован кризис российского ОПК, из которого нужно выбираться, а не мазать дегтем разработчиков". Один из аргументов генерала Дворкина: "ни одной аварии при пусках этих МБР на стадии выхода из водной среды не было. То есть разработчики, которых упрекают за отсутствие опыта разработки морских ракет, с этой задачей успешно справились". Что касается отсрочки закладки нового ракетоносца проекта 955 "Борей", то она связана не с "Булавой", а "скорее всего с финансовым кризисом".
Противоположной точки зрения придерживаются экс-сотрудники ГРЦ им. В.П.Макеева (Миасс), в котором более тридцати лет разрабатывались именно морские ракеты. Альберт Дубровин и Сергей Макеев недавно изложили в "Независимом военном обозрении" свой взгляд на проблему. Инженеры утверждают, что даже в случае принятия ракет "Булава" на вооружение ВМФ, Россия не получит никакого преимущества перед морскими атомными силами ведущих держав и возможных оппонентов. Они сравнили детище МИТа с американским аналогом - ракетой "Трайдент-1", поставленной на боевое дежурство в начале 1980-х. Выводы не в пользу "Булавы". По мнению Дубровина и Макеева, боевая часть у "Булавы" на 25% меньше, чем у "Трайдента", причем "забрасываемый и стартовый веса ракеты "Булава" будут хуже на 15-20%". А дальность стрельбы если и превышает показатели старой американской ракеты, то максимум на 10%. Мало того, возможности российского оборонно-промышленного комплекса несопоставимы с ВПК США, а потому (при условии, что "Булава" все-таки уверенно полетит) заводы смогут давать флоту не более 5-6 ракет в год. Только трем готовым лодкам надо 52 ракеты. Соответственно, чтобы собрать базовую группировку морских ядерных сил России из восьми подводных крейсеров "Борей", вооруженных "Булавами", потребуется около 20 лет. Кроме того, по мнению инженеров, "Булава" не имеет модернизационного запаса, то есть невозможно сколько-нибудь заметно улучшить характеристики ракеты без ее полной переработки.
"В этой ситуации имело бы смысл начать разработку другой ракеты", - считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. Однако просто заменить "Булаву" на "Синеву" не получится: последняя весит на 15 тонн больше, а значит, потребует серьезной переделки трех уже готовых "Бореев" и перепроектирования пяти запланированных. И это стало бы третьим по счету перекраиванием лодок: когда-то в ГРЦ разрабатывались 100-тонные ракеты "Барк", под которые и задумывался проект "Борей", позже его переделали под 30-тонную "Булаву".
Третий же вариант, связанный с продажей уже готовых "Бореев" и "Булав" вместе со всей технической документацией другой стране, чей бюджет вытянет доработку ракеты, - той же Индии, по мнению экспертов, не выдерживает критики. По некоторым данным, один "Борей" обходится госбюджету в 23 млрд рублей. Одна "Булава" стоит около 800 млн рублей. Отбить вложенные средства, да еще и в период кризиса, когда трудности испытывают все экономики мира (кроме китайской), вряд ли удастся, ведь речь идет, по первым прикидкам, о сумме более $15-20 млрд. А значит, нечего будет вложить в разработку нового проекта. Поэтому "Бореям" пока придется плавать без новой ракеты, вооруженными, как горько шутят инженеры, "одной лишь непримиримой ненавистью к врагу".

СПРАВКА
ЧТО ТАКОЕ "БУЛАВА"?
Ракетный комплекс "Булава-30" - твердотопливная баллистическая ракета, размещаемая на АПЛ. Ракета способна нести 6-10 гиперзвуковых ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и по курсу. Общий забрасываемый вес - 1,15 тонны. Длина в пус-ковом контейнере - 12,1 м, длина без головной части - 11,5 м. Радиус действия - не менее 8 тыс. км. Старт ракеты осуществляется не вертикально, а под наклоном, что позволяет подводному атомному ракетоносцу вести стрельбу на ходу.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».