29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ"

Архивная публикация 2009 года: "БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ"

При поддержке АФК "Система" в Новом Манеже открылась выставка "Спорт в искусстве", приуроченная к проведению Первого Всероссийского спортивного форума "Россия - спортивная держава". В экспозицию вошли почти все виды искусства - живопись, печатная графика, плакат, скульптура, фарфор, фотография. Это своеобразный дайджест спортивных достижений страны, нашедших отражение в искусстве за последние 90 лет.
АФК "Система" и Государственный Русский музей в год 300-летия Санкт-Петербурга подписали Договор о сотрудничестве. При поддержке "Системы" Русский музей проводит ежегодный фестиваль "Императорские сады России", организовал показы "Время собирать…", "ХХ век в Русском музее", "Вокруг света с мольбертом" в московском музее-заповеднике Царицыно, а также выставку работ российских скульпторов "Шаг к бронзе" в Санкт-Петербурге. Кроме того, при поддержке корпорации музей открыл более 50 своих виртуальных филиалов в городах России, Эстонии, Финляндии, Азербайджана.
Центральный зал здания в Новом Манеже занимают работы классиков советской живописи на тему спорта из собрания Русского музея. Многие из собравшихся на открытие выставки гостей с удивлением узнали, что для изобразительного искусства спорт - дополнительный источник вдохновения.
Художник Александр Дейнека, чьи монументальные полотна "Раздолье" (1944) и "Бег" (1932-1933) стали символами выставки, писал: "Спорт укладывается в разнообразнейшие виды искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен". Идейно-воспитательная составляющая спорта впервые была признана еще в Древней Греции, где победители Олимпийских игр приравнивались к богам и героям. В советское время эта идеологема успешно работала. Интерес к спорту в искусстве первыми проявили кубофутуристы. Для них в спорте утверждался новый мир, пронизанный особой энергетикой. В 20-40-е годы художники воспевали совершенный тип нового человека, давали собирательный портрет нового поколения, сильного, физически выносливого. Это, в первую очередь, представленные на выставке работы учеников Петрова-Водкина Алексея Пахомова "Стрелки из лука" (1930) и Александра Самохвалова "На стадионе" (1934-1935), а также полотна Сергея Лучишкина "Лыжники" (1926) и Леонида Чупятова "Пейзаж с красным деревом" (1938). Особое звучание приобрела тема женщины, добившейся высоких спортивных результатов, в работах Ивана Куликова "Физкультурница" (1929) и особенно Самохвалова "Девушка с мячом" (1933), "После кросса" (1934-1935) и получившая гран-при в Париже в 1937 году его же "Девушка в футболке" (1932), которую искусствоведы часто называют "советской Джокондой".
В 60-е художники стремились к реализму и фиксировали реальные спортивные достижения, например, Дмитрий Жилинский в работе "Гимнасты СССР" (1964-1965). Авторы создают целые серии работ на спортивную тематику, к примеру, литографии Бориса Ермолаева из серии "Стадион". "Собранные на выставке произведения отражают идею физического совершенствования человека, - говорит ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса Любимова. - В XIX веке спорт в русском искусстве практически не был отражен, так как он не был массовым явлением. Разве что многочисленные кубки и призы свидетельствовали о победах спортсменов в парусных регатах, конных скачках, катании на коньках. Значение представленных художников и масштаб их дарования приобретает особое художественное звучание благодаря идеологической составляющей их произведений".
В 70-80-е годы пафос строительства нового общества резко снижается и часто даже пародируется в произведениях представителей неофициального искусства ("Регбисты", "Баскетбол в вихре схватки" Владимира Видермана). Спортивные герои этого периода немного неуклюжи и часто гиперболичны.
Спорт присутствует на большей части плакатов того времени. К здоровому образу жизни призывают лозунги 30-х: "Колхозник, будь физкультурником", "Работать, строить и не ныть" с плакатов Дейнеки, "Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма" Петра Караченцова и "Спорт - это ловкость, сила" с плакатов окон РОСТА. Плакаты разместились в одном зале вместе с декоративно-прикладным искусством. Спортивные достижения нашли отражение в фарфоровых статуэтках, вазах, кружках, чайниках, столовых сервизах, сливочниках с лозунгами "Да здравствует мировая Спартакиада" и "Физкультурник - будущий боец".
Еще один раздел выставки, подготовленный Фондом развития и поддержки искусств "Арт-линия", посвящен работам современных скульпторов на тему спорта. Здесь представлены работы 15 скульпторов из Москвы. Скульптор Борис Черствый специально для выставки создал произведение "Miss Ball", которое было закончено буквально за неделю до открытия. В разделе представлены преимущественно продолжатели традиций советской скульптурной школы. Это, в первую очередь, академики Михаил Дронов ("Фехтовальщик", "Конькобежец") и Михаил Переяславец ("Толкающий ядро", "Марафон"), а также Олег Цхурбаев (реалистичная скульптура "Борец сумо"), Игорь Козлов (его немного ироничная работа "Конькобежка", где свои рекорды в спорте ставит пенсионерка в тулупе и пуховом платке), Виктор Корнеев (вариации на тему символа советского времени - "Девушка с веслом"), Екатерина Казанская (сюрреалистичная скульптура "Натюрморт берейтора").
"Примечательно, что слово "спорт" произошло от староанглийского глагола - to disport, который в переводе на русский язык значит "резвиться, развлекаться, забавляться", - говорит президент Фонда поддержки искусств "Арт-линия" Мария Копьева. - Выставка скульптур - это мостик между нашим спортивным прошлым и настоящим. СССР был мировым спортивным лидером, что внушало уверенность в завтрашнем дне. Хотелось бы, чтобы к нам вернулось это ощущение могущества. Но что мы будем для этого делать, зависит, в первую очередь, от нас". Обрамлением скульптурной части экспозиции стала иллюстрация спортивных побед и поражений в фотографии - работы Сергея Гунеева, Дмитрия Донского, фиксировавшие самые яркие моменты мировых спортивных соревнований.
Открытие выставки посетили принц Майкл Кентский, первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова, заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, председатель Московского союза художников Иван Казанский, писатель Юрий Поляков, хоккеисты Александр Якушев и Алексей Касатонов, скульпторы Сергей Бычков, Екатерина Казанская, Олег Цхурбаев. Перед началом официальной части у гостей было достаточно времени, чтобы ознакомиться с экспозицией. В роли экскурсовода для Людмилы Швецовой выступила Мария Копьева. "Наша страна готовится к Олимпиаде 2014 года, и мы не могли остаться в стороне от этого процесса, тем более что наша коллекция русского искусства, особенно XX века, когда спорт был одной из самых популярных тем самая большая в стране и в мире, - поприветствовал собравшихся директор Русского музея Владимир Гусев. - Выставка дает представление о том, как менялось отношение к спорту в XX-XXI веках. Спорт - это всегда достижение, результат, награда, сочетание силы и легкости, мощи и изящества, противоборства и благородства и, непременно, красоты и гармонии. Особенно хочется поблагодарить за помощь в организации выставки АФК "Система", с которой Русский музей сотрудничает с 2003 года и успел воплотить в жизнь большое количество культурных и просветительских проектов".
После Москвы выставка отправится в Казань, совершит большое путешествие по России, финальным пунктом которого в 2014 году станет олимпийский Сочи.

При поддержке АФК "Система" в Новом Манеже открылась выставка "Спорт в искусстве", приуроченная к проведению Первого Всероссийского спортивного форума "Россия - спортивная держава". В экспозицию вошли почти все виды искусства - живопись, печатная графика, плакат, скульптура, фарфор, фотография. Это своеобразный дайджест спортивных достижений страны, нашедших отражение в искусстве за последние 90 лет.
АФК "Система" и Государственный Русский музей в год 300-летия Санкт-Петербурга подписали Договор о сотрудничестве. При поддержке "Системы" Русский музей проводит ежегодный фестиваль "Императорские сады России", организовал показы "Время собирать…", "ХХ век в Русском музее", "Вокруг света с мольбертом" в московском музее-заповеднике Царицыно, а также выставку работ российских скульпторов "Шаг к бронзе" в Санкт-Петербурге. Кроме того, при поддержке корпорации музей открыл более 50 своих виртуальных филиалов в городах России, Эстонии, Финляндии, Азербайджана.
Центральный зал здания в Новом Манеже занимают работы классиков советской живописи на тему спорта из собрания Русского музея. Многие из собравшихся на открытие выставки гостей с удивлением узнали, что для изобразительного искусства спорт - дополнительный источник вдохновения.
Художник Александр Дейнека, чьи монументальные полотна "Раздолье" (1944) и "Бег" (1932-1933) стали символами выставки, писал: "Спорт укладывается в разнообразнейшие виды искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен". Идейно-воспитательная составляющая спорта впервые была признана еще в Древней Греции, где победители Олимпийских игр приравнивались к богам и героям. В советское время эта идеологема успешно работала. Интерес к спорту в искусстве первыми проявили кубофутуристы. Для них в спорте утверждался новый мир, пронизанный особой энергетикой. В 20-40-е годы художники воспевали совершенный тип нового человека, давали собирательный портрет нового поколения, сильного, физически выносливого. Это, в первую очередь, представленные на выставке работы учеников Петрова-Водкина Алексея Пахомова "Стрелки из лука" (1930) и Александра Самохвалова "На стадионе" (1934-1935), а также полотна Сергея Лучишкина "Лыжники" (1926) и Леонида Чупятова "Пейзаж с красным деревом" (1938). Особое звучание приобрела тема женщины, добившейся высоких спортивных результатов, в работах Ивана Куликова "Физкультурница" (1929) и особенно Самохвалова "Девушка с мячом" (1933), "После кросса" (1934-1935) и получившая гран-при в Париже в 1937 году его же "Девушка в футболке" (1932), которую искусствоведы часто называют "советской Джокондой".
В 60-е художники стремились к реализму и фиксировали реальные спортивные достижения, например, Дмитрий Жилинский в работе "Гимнасты СССР" (1964-1965). Авторы создают целые серии работ на спортивную тематику, к примеру, литографии Бориса Ермолаева из серии "Стадион". "Собранные на выставке произведения отражают идею физического совершенствования человека, - говорит ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса Любимова. - В XIX веке спорт в русском искусстве практически не был отражен, так как он не был массовым явлением. Разве что многочисленные кубки и призы свидетельствовали о победах спортсменов в парусных регатах, конных скачках, катании на коньках. Значение представленных художников и масштаб их дарования приобретает особое художественное звучание благодаря идеологической составляющей их произведений".
В 70-80-е годы пафос строительства нового общества резко снижается и часто даже пародируется в произведениях представителей неофициального искусства ("Регбисты", "Баскетбол в вихре схватки" Владимира Видермана). Спортивные герои этого периода немного неуклюжи и часто гиперболичны.
Спорт присутствует на большей части плакатов того времени. К здоровому образу жизни призывают лозунги 30-х: "Колхозник, будь физкультурником", "Работать, строить и не ныть" с плакатов Дейнеки, "Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма" Петра Караченцова и "Спорт - это ловкость, сила" с плакатов окон РОСТА. Плакаты разместились в одном зале вместе с декоративно-прикладным искусством. Спортивные достижения нашли отражение в фарфоровых статуэтках, вазах, кружках, чайниках, столовых сервизах, сливочниках с лозунгами "Да здравствует мировая Спартакиада" и "Физкультурник - будущий боец".
Еще один раздел выставки, подготовленный Фондом развития и поддержки искусств "Арт-линия", посвящен работам современных скульпторов на тему спорта. Здесь представлены работы 15 скульпторов из Москвы. Скульптор Борис Черствый специально для выставки создал произведение "Miss Ball", которое было закончено буквально за неделю до открытия. В разделе представлены преимущественно продолжатели традиций советской скульптурной школы. Это, в первую очередь, академики Михаил Дронов ("Фехтовальщик", "Конькобежец") и Михаил Переяславец ("Толкающий ядро", "Марафон"), а также Олег Цхурбаев (реалистичная скульптура "Борец сумо"), Игорь Козлов (его немного ироничная работа "Конькобежка", где свои рекорды в спорте ставит пенсионерка в тулупе и пуховом платке), Виктор Корнеев (вариации на тему символа советского времени - "Девушка с веслом"), Екатерина Казанская (сюрреалистичная скульптура "Натюрморт берейтора").
"Примечательно, что слово "спорт" произошло от староанглийского глагола - to disport, который в переводе на русский язык значит "резвиться, развлекаться, забавляться", - говорит президент Фонда поддержки искусств "Арт-линия" Мария Копьева. - Выставка скульптур - это мостик между нашим спортивным прошлым и настоящим. СССР был мировым спортивным лидером, что внушало уверенность в завтрашнем дне. Хотелось бы, чтобы к нам вернулось это ощущение могущества. Но что мы будем для этого делать, зависит, в первую очередь, от нас". Обрамлением скульптурной части экспозиции стала иллюстрация спортивных побед и поражений в фотографии - работы Сергея Гунеева, Дмитрия Донского, фиксировавшие самые яркие моменты мировых спортивных соревнований.
Открытие выставки посетили принц Майкл Кентский, первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова, заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, председатель Московского союза художников Иван Казанский, писатель Юрий Поляков, хоккеисты Александр Якушев и Алексей Касатонов, скульпторы Сергей Бычков, Екатерина Казанская, Олег Цхурбаев. Перед началом официальной части у гостей было достаточно времени, чтобы ознакомиться с экспозицией. В роли экскурсовода для Людмилы Швецовой выступила Мария Копьева. "Наша страна готовится к Олимпиаде 2014 года, и мы не могли остаться в стороне от этого процесса, тем более что наша коллекция русского искусства, особенно XX века, когда спорт был одной из самых популярных тем самая большая в стране и в мире, - поприветствовал собравшихся директор Русского музея Владимир Гусев. - Выставка дает представление о том, как менялось отношение к спорту в XX-XXI веках. Спорт - это всегда достижение, результат, награда, сочетание силы и легкости, мощи и изящества, противоборства и благородства и, непременно, красоты и гармонии. Особенно хочется поблагодарить за помощь в организации выставки АФК "Система", с которой Русский музей сотрудничает с 2003 года и успел воплотить в жизнь большое количество культурных и просветительских проектов".
После Москвы выставка отправится в Казань, совершит большое путешествие по России, финальным пунктом которого в 2014 году станет олимпийский Сочи.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама